Адрес: г. Брянск, ул. Фокина, 31 Факс/тел: 74-38-04

Государственное бюджетное учреждение культуры

«Брянский областной центр
историко-культурного наследия»

Главная » Наследие

Объекты культурного наследия регионального значения«Усадебный дом», XVIII век, «Троицкая церковь», 1802 год(усадьба И.А.Безбородко)

Брянская обл., Погарский р-н, с. Гринево

 

Приняты под государственную охрану решением исполнительного комитета Брянского областного совета народных депутатов от 10.07.1979г. № 406

 

Усадьба расположена на берегу озера на краю села, играет важную роль в его застройке, замыкая перспективу одной из улиц. Во время Польского владения село принадлежало шляхтичу Вайнуловичу; после изгнания поляков Богданом Хмельницким находилось в собственности у погарского сотника Гаврилы; затем Универсалом 1662 г. было отдано знатному войсковому товарищу Ф.Х. Мовчану "за отважные в воинских службах его дела", перейдя после его смерти к его вдове. Сменив еще ряд владельцев, в нач. 18 в. село оказалось у войскового товарища С.С. Ширяя, потом у его сыновей и внуков. Одна из внучек стала впоследствии женой И.А. Безбородко, графа и сенатора, одного из видных общественных деятелей кон. 18 - нач. 19 в. Он и создал нынешнюю усадьбу, как предполагают, по проекту известного архитектора Дж. Кваренги. В 1802 г. построена церковь Троицы вместо прежней, деревянной. В нач. 19 в. сооружен большой дом, к которому несколько позже пристроены галереи с флигелями. Позднее усадьбой владели Лобановы-Ростовские, Апраксины и Голицыны. Во время Великой Отечественной войны дом сильно пострадал от пожара и в кон. 1960 - нач. 70-х гг. перестроен. При этом значительно изменен его внешний и особенно внутренний облик. Значительно изменился и парк, во многом вырубленный и заросший. Интереснейший памятник русской усадебной архитектуры в стиле зрелого классицизма, один из самых крупных комплексов подобного типа в Брянской области. Прежде большая усадьба состояла из целого ряда стоящих в окружении зелени парка и водной глади прудов построек, из которых к настоящему времени сохранились лишь господский дом и церковь. Композиционным ядром комплекса является дом. Он разделяет всю территорию усадьбы на две части: парадную со строго распланированным регулярным парком, находящуюся перед домом, и парковую со свободной планировкой и живописным искусственным озером Узра - позади него. Парадную прямоугольную часть пересекал ранее ряд диагональных аллей, которые в плане образовывали звездообразный рисунок. Композиционной осью комплекса служит ведущая к дому главная аллея, которая продолжает сельскую улицу. Справа при въезде в усадьбу возвышается церковь Троицы, поставленная несколько в стороне от главной аллеи, на расстоянии 100 м от дома. Она является вертикальной доминантой всего комплекса, обогащая сложным и выразительным силуэтом панораму усадьбы. Поодаль от церкви, на западной границе регулярного парка, находятся два небольших овальных пруда, "привязанные" к одной из диагональных аллей. Далее размещались различные хозяйственные постройки, не дошедшие до наших дней. Парковая часть усадьбы с озером и фруктовым садом имеет живописную пейзажную планировку и постепенно смыкается с лежащими за ней лугами и полями.

 

Дом

Характерный пример крупного усадебного дома нач. 19 в. дворцового типа в стиле зрелого классицизма. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с полуподвалом соединено на торцах пониженными галереями с двухэтажными флигелями, из которых сохранился лишь западный. Основной прямоугольный в плане объем имеет довольно крупный цоколь, высокий первый этаж и более низкий второй. Обращенный к центральной аллее регулярного парка главный фасад в одиннадцать окон украшен в центре мощным шестиколонным входным портиком с парадной лестницей и фронтоном. Портику с противоположной стороны соответствует полукруглый выступ. Недавняя перестройка во многом обезличила прежнее нарядное убранство фасадов, отличавшееся тонкостью исполнения деталей и форм. Колонны портика на постаментах и соответствующие им на стенах пилястры потеряли коринфские лепные капители и базы; нижние прямоугольные окна хороших пропорций лишились тонких обрамлений с треугольными сандриками, а верхние, не столь вытянутые по высоте, -простых наличников. Сильно упрощены профили междуэтажной тяги и завершающего здание антаблемента; сломана обходившая полукруглый выступ небольшая терраса с лестницей, спускавшейся прямо в сад. Западное крыло состоит из большого кубического флигеля в два этажа и узкой одноэтажной закрытой галереи, соединяющей его с домом. При восстановлении после пожара оба эти объема были надстроены, их декор огрублен. Интерьер дома полностью изменен.

 

Церковь Троицы

Пятиглавый купольный храм в стиле зрелого классицизма, с необычной центрической композицией, отличающийся высоким профессиональным уровнем исполнения. Массивный основной четверик в два света имеет встроенные в углы мощные цилиндрические объемы, между которыми выступают ризалиты с фронтонами: в трех ризалитах размещены входы, а четвертый, алтарный, дополнен полукруглой апсидой. Здание завершает крупный четверик с восьмигранным куполом, увенчанным световым восьмериком с узкими диагональными гранями и маленькой главой с яблоком и крестом. Оригинальность верху придают поставленные на углах и примыкающие к четверику цилиндрические башенки-барабаны с полусферическими кровлями и такими же, как центральная, главками. Восточные башенки глухие, а западные прорезаны узкими арочными проемами и служат для размещения колоколов. В строгом классицистическом декоре фасадов основным элементом являются карнизы, трижды опоясывающие все здание: один проходит по стенам основного объема на уровне верха апсиды, другой венчает его, а третий завершает башенки и четверик. Богато профилированный карниз основного объема дополнен треугольными фронтонами над ризалитами. Нижние прямоугольные окна храма не имеют наличников; лишь дверные проемы украшены треугольными сандриками. Над ними находятся крупные полуциркульные окна второго света, обрамленные тягами с круглыми лепными розетками по сторонам; такие же окна в гранях четверика. Вверху западных цилиндрических объемов расположены круглые окна, вверху восточных - такие же ниши, которым соответствуют арочные узкие ниши глухих башенок. Внутри храм крестообразный, с мощными угловыми пилонами и короткими рукавами креста, перекрытыми цилиндрическими сводами. Высокое центральное помещение, в плане в виде квадрата со срезанными углами, эффектно завершено крутым восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями и отверстием светового фонаря аналогичной восьмигранной формы. За пилонами, поддерживающими купол и своды, в угловых частях устроены маленькие круглые в плане помещения со сферическими куполками, соединенные узкими проходами с рукавами креста. В восточных помещениях находились жертвенник и дьяконник, в юго-западном — лестница на хоры с деревянной балюстрадой, северо-западное, вероятно, использовалось под кладовку. Частично сохранилась великолепная первоначальная штукатурная отделка интерьера, выполненная с большим мастерством.  Широкие лепные антаблементы и карнизы хорошего рисунка проходят на уровне пят сводов рукавов, вверху стен основного четверика, основания купола и светового фонаря. Роспись выполнена клеевыми красками в нач. 19 в. Ее строгий и торжественный характер, тщательно проработанный рисунок деталей и высокий художественный уровень исполнения гризайльного декора позволяют говорить об этой живописи как об одном из лучших в Брянской области произведений данного вида искусства эпохи классицизма. Цветовая гамма выдержана в теплых охристых тонах различного оттенка: от светло-желтых до ярких золотистых и насыщенных коричневых, дополненных бледно-голубыми, что создает выразительную светотеневую лепку декоративных элементов. Лотки свода расписаны перспективно сокращающимися к центру восьмигранными кессонами с античными головами и ангелами. На ребрах свода выполнены сложные трехчастные росписи с имитацией мраморной отделки: узкие вертикальные полосы изящного растительного орнамента фланкируют композиции из церковных атрибутов. Под ними по диагональным осям свода были изображены фигурки, несущие гирлянды. На фризе нижнего антаблемента написаны венки, которые ритмично опоясывают стены основного помещения и алтаря. На коробовых сводах арок сохранились незначительные остатки живописи в виде квадратных кессонов с розетками. Роспись стен имитирует отделку мраморными прямоугольными панелями. Стены западной части были расписаны в два яруса сценами из жизни Богоматери (не сохр.) в духе древнерусской живописи 17 в., что крайне редко встречается в классицистическом интерьере. Фрагментарно сохранился иконостас нач. 19 в., характеризующийся торжественно-парадной трактовкой форм, благородством силуэта и изысканной золоченой резьбой. Иконы, по некоторым сведениям принадлежавшие кисти О.А. Кипренского, были написаны масляными красками на холсте. Ясная объемно-пространственная композиция иконостаса выполнена в виде монументальной экседры, увенчанной аркой с фронтоном, в центре которого помещалось "Распятие" (не сохр.). Коринфские колонны по сторонам экседры и внутри нее несут раскрепованный антаблемент, который завершается карнизом. Конха экседры украшена резной гирляндой с выпуклыми розетками крупного рисунка, от которого расходились лучи. Гирлянда обрамляла полукруглую икону с изображением Саваофа.

 

 

Источники:

  1. Материалы технической документации ГБУК «Брянский областной центр историко-культурного наследия»
  2. Свод памятниковархитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998 - 640 с.

28.03.2019

вернуться к списку
 
Поиск
Календарь
ПОСЛЕДНИЕ ОБЪЕКТЫ

28.02.2023

Краткие исторические сведения по объекту культурного наследия регионального значения «Монумент «Слава рабочему классу», расположенному по адресу: Брянская область, г. Брянск, территория БМЗ

Торжественное открытие монумента «Слава рабочему классу» состоялось 20 июля 1973 года. Монумент установлен на главной заводской аллее в год празднования 100-летия образования Брянского машиностроительного завода.

27.01.2023

Краткие исторические сведения по объекту культурного наследия регионального значения «Сиротский приют», расположенному по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Комсомольская, д. 10

Посёлок, возникший в середине 1860-х годов при строительстве Орловско- Витебской железной дороги, первоначально назывался «Губонино». Его основателем являлся промышленник и землевладелец, московский купец 1-ой гильдии Петр Ионыч Губонин.
Партнеры