Адрес: г. Брянск, ул. Фокина, 31 Факс/тел: 74-38-04

Государственное бюджетное учреждение культуры

«Брянский областной центр
историко-культурного наследия»

Главная » Наследие

Краткие исторические сведения по объекту культурного наследия регионального значения «Монумент «Слава рабочему классу», расположенному по адресу: Брянская область, г. Брянск, территория БМЗ

Торжественное открытие монумента «Слава рабочему классу» состоялось 20 июля 1973 года. Монумент установлен на главной заводской аллее в год празднования 100-летия образования Брянского машиностроительного завода.

Автором монумента «Слава рабочему классу» является Евгений Павлович Мирошенков, который был руководителем группы художественно- монументальных работ производственного объединения БМЗ. Об авторе монумента известно не много. Родился Е.П.Мирошенков 3 апреля 1940 года. В 1965 году окончил кафедру Художественной керамики и стекла Санкт- Петербургской Государственной Художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица. Являлся автором и соавтором нескольких монументальных работ. Например, монумент «Весна 45-го», установленный на улице Брянской Пролетарской дивизии в Бежице и открытый в день 45-летия освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. УмерЕ.П.Мирошенков в 1999 году.

Монумент «Слава рабочему классу» состоит из прямоугольной площадки- основания, на которой установлена вытянутая прямоугольная стена с навешенными на нее пятью рельефными плитами, изображающими значимые события столетнего развития завода.
Свое летоисчисление завод ведет с 20 июля 1873 года. Именно в этот день было подписано Высочайшее разрешение «на учреждение акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для добывания металлов и минералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу». Учредителями общества стали П. И. Губонин и В. Ф. Голубев, к которым позднее присоединился князь В. Н. Тенишев, ставший управляющим заводом. Первым директором завода стал В. Ф. Крахт. Петр Ионыч Губонин является основателем Брянского завода. Именно с его лесопильных заводов, расположенных в девяти верстах от Брянска, в глухом лесу на берегах рек Болва и Десна, началась история возникновения завода и поселка Бежица.
Строительство основных производственных цехов завода было закончено к 1874 году. Началось изготовление первой партии железных рельсов и сортового железа. В 1875 году Завод первым в России начал прокат стальных рельсов и стал ведущим в нашей стране по производству и переработке стали. В 1892 году на Брянском заводе был построен первый паровоз со стальными колесами серии ОД, который являлся лучшим достижением транспортного машиностроения конца 19 века не только в России, но и во всем мире. Завод быстро рос, вокруг него образовался поселок Бежица, впоследствии ставший крупным промышленным районом. Жизнь в заводском поселке долгое время была не обустроена. Вольнонаемные работники и их семьи жили в бараках. Тяжелый труд и отсутствие санитарии длительное время способствовали высокой смертности.
Уже в первое десятилетие своего существования завод стал предприятием, занявшим своими мастерскими и цехами 93 десятин земли, в которых трудились в 1882 году 5 000 человек.
В 1882 году продукция завода была представлена на Всероссийской промышленной выставке в Москве. За представленные образцы бессемеровского литья завод был удостоен награды: право изображать на своей продукции государственный герб. В дореволюционный период завод выпускал рельсы, железнодорожные мосты, бульдозеры, паровые насосы, речные пароходы, паровозы, вагоны, артиллерийские снаряды и много других изделий.
Продукция завода постоянно экспонировалась на различных промышленных выставках, в том числе и зарубежных. В 1896 году продукция завода экспонировалась на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Среди экспонатов были товарный восьмиколесный паровоз, пассажирский вагон Ш класса, вагон-цистерна на 1500 пудов керосина, котел системы Бобков и Валькокс, большая коллекция стальных литых колес, фасонного литья. На Всемирной парижской выставке в 1900 году Брянские паровозы с шестью движущимися осями были признаны самыми мощными, экономичными и быстроходными для своего времени. На выставке 1905 года в Омске завод получил высшую награду - Большую золотую медаль за чугунные трубы, которые использовались для водопроводов, канализации и других сооружений.
К 1910 году завод сформировался в крупнейшее промышленное предприятие с хорошо организованными производствами паровозостроения, вагоностроения, общего машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, производства военной техники. 20 апреля 1915 года Брянский завод посетил царь Николай II. По понятным причинам в советское время этот факт всячески умалчивался и не был отражен на исследуемом монументе. Но активно пропагандировалось внимание В.И.Ленина к Брянскому заводу. Начало революционного рабочего движения на заводе относится к 1897 году, когда на Брянском заводе возник «Союз сознательных рабочих». Это былапервая социал-демократическая   организация на Брянщине, объединявшая до пятисот рабочих. В 1902 году возник Брянский комитет РСДРП — первый партийный комитет на Брянщине. Он объединил социал-демократические кружки Брянска, Бежицы, Почепа, Рославля и другие. На протяжении двух десятков лет, до Октябрьской революции 1917 года рабочие завода под руководством участников Бежицкой организации РСДРП многократно объявляли стачки, забастовки, демонстрации и митинги с требованиями отмены сверхурочных работ, отмены штрафов, увеличения зарплаты и другие. Часто забастовки носили многочисленный и продолжительный характер. В 1905 г. происходили забастовки 15 января, 25 февраля, 9—28 марта и др. С 25 по 30 марта 1916 г. рабочие бастовали в числе 2,5 тыс. человек, по итогу была увеличена оплата в размере от 5 до 20% и введен институт старост. 26 апреля 1916 г. забастовал весь завод (15600 чел.), предъявив требования об увеличении зарплаты. В мае 1916 г. было потеряно вследствие забастовки 218 600 рабочих дней. Заводоуправление сделало незначительные уступки. Работы на заводе возобновились при уменьшенном составе рабочих; отправлено в воинские части 1549 военнообязанных, не принято было на завод 300 чел., не возвратилось назавод 4250 чел.
17 февраля 1918 года постановлением Высшего Совета народного хозяйства завод одним из первых в стране был национализирован. Одновременно правительство выделило 9 млн. руб. в счет выполнения артиллерийских заказов. До назначения временного заводоуправления все его права передавались Бежицкому Совету рабочих и солдатских депутатов. Временным комиссаром по заводу был назначен конструктор А. Т. Ульянов. А 26 марта Московский районный экономический комитет (МРЭК) образовал правительственное правление Брянского завода, в которое вошли девять представителей завкома, Правления Акционерного Общества, МРЭК и техперсонала. Директором назначили А. З. Рожкова - главного металлурга завода. С его именем связано установление научного и точно регулируемого метода производства артиллерийских изделий всех калибров и изобретение многослойной стали. Созданное правление предпринимало активные меры для налаживания рабочего процесса.В этом же году рабочие Брянского завода создали «Временные правила внутреннего распорядка», затрагивавшие все стороны заводской жизни. Правила были нацелены на утверждение дисциплины труда и единоначалия на производстве. Проект Правил был размножен и роздан для обсуждения в цехах. С учетом всех замечаний они вступили в силу 9 мая 1918 года. Один экземпляр был отправлен В. И. Ленину в Совнарком, который, высоко их оценив, предписал 18 мая, чтобы собравшаяся в те дни конференция представителей национализированных заводов «одобрила или, посредством резолюции, узаконила внутренний распорядок по типу Брянских правил в интересах создания строгой трудовой дисциплины». Через 50 лет, в 1968 году, на территории БМЗ в честь этого события был установлен мемориал «Брянские правила», разработанный по проекту заводского конструктора А. Л. Соболева. С 1979 года является объектом культурного наследия регионального значения. Особую страницу в заводской летописи занимает изготовление в Брянске электроплугов по прямому заказу В. И. Ленина. 18 февраля 1921 года этот вопрос был обсужден на заседании Совета Труда и Обороны республики. 22 октября 1921 года на Бутырском хуторе вблизи Москвы состоялись испытания первого советского электроплуга, на которых лично присутствовали руководители советского государства — Владимир Ильич Ленин и Михаил Иванович Калинин. В.И.Ленин остался недоволен результатами испытаний, но всё же поручил премировать разработчиков и производителей электроплугов. Электроплуги показали свою несостоятельность, и к 1925-му году их производство и разработка были в основном свёрнуты в СССР. После Октябрьской революции Брянский завод выпускал бронепоезда, производя 19 % паровозов в стране, 60 % большегрузных вагонов. В 1923 году завод был переименован в «Красный Профинтерн».Восстановление завода продолжалось до 1925 года. В 1929 году освоено производство четырехосных 50-тонных крытых грузовых вагонов по поточно- узловому методу, а через два года - 50-тонных цистерн сварной конструкции.

В 1932 году впервые в стране начали отливать безбандажные колеса «Гриффина», ранее привозимые из-за границы. Внедрение в 1937 году автоматической сварки под личным руководством академика Е. О. Патона позволило организовать конвейерное производство. В 1937 году завод удвоил выпуск продукции по сравнению с 1932 годом и увеличил его в 16 раз по сравнению с 1913 годом. На заводе в этот период работало 24211 человек - максимальная численность за всю его историю. В 1940 году на Брянском заводе производилось 28% паровозов серии СО (Серго Орджоникидзе), 100% большегрузных цистерн, 38% изотермических вагонов, 29% большегрузных вагонов и платформ от общего выпуска в стране. Тогда же было освоено 27 марок стали, выплавляемых на заводе. Это время можно охарактеризовать как период самых высоких производственных достижений заводчан.

С первых дней Великой Отечественной войны завод начал работать по режиму военного времени, а 3 июля 1941 года было получено указание об эвакуации завода. Основная масса оборудования и работающих — 6 тысяч вагонов и 15 тысяч человек — были отправлены в Красноярск, где был создан Красноярский паровозостроительный завод (ныне — Сибирский завод тяжёлого машиностроения). Уже в декабре в Красноярске Брянские машиностроител начали отправлять на фронт гранаты и минометы, позже – вагоны и паровозы. В Коврове на пулеметном заводе заводчане участвовали в выпуске ручных пулеметов ПД, авиационных пушек ШВАК, автоматов ППШ. За годы войны завод был почти полностью разрушен. После освобождения Бежицы от немецко-фашистских захватчиков завод начал восстанавливаться и одновременно выпускал продукцию для фронта. Первым послевоенным изделием для железнодорожного транспорта стал опытный мотовоз М1 с двумя автомобильными двигателями, создание которого началось сразу после начала работы первых восстановленных цехов. Мотовоз имел автомобильный двигатель и карданный привод ведущей оси, его скорость превышала 30 км/ч, он был предназначен для узкоколейной линии.

В 1945 году удалось пустить в эксплуатацию первую очередь краностроительного и инструментально-штампового цехов, а также подготовить под монтаж оборудование для кузнечнопрессового, прокатного и паровозомеханического. Восстановили 1 500 м2 жилья, детский сад, две школы, дом отдыха, техникум. За год завод произвел продукцию на 17 млн руб. 1 ноября 1945 года было принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР о восстановлении 15 крупнейших и старейших русских городов, в том числе Брянска. В конце года заводу было поручено освоить выпуск паровозных тендеров, а в 1946-м – паровоз серии «Л». Во второй половине декабря 1946 года сборка первого паровоза «Победа» была завершена. После тщательного осмотра инспектор Министерства путей сообщения разрешил выход локомотива в обкатку. 26 декабря 1946 года первенец с бортовым номером Л-1001 вышел из ворот цеха, а через год – уже 30 локомотивов, в 1947-м – 60. В 1948 году озобновилось вагоностроение, было разработано свыше 20 типов вагонов и цистерн. К концу послевоенной пятилетки возрождено традиционное транспортное машиностроение, и в 1950 году завод достиг довоенного объема производства. Паровые турбины, передвижные паротурбинные электростанции, газовые турбины стали гордостью завода. Сосвоением производства турбинсвязано появление на заводе ультразвуковой дефектоскопии, позволившей  обеспечить высокое качество продукции. Важным событием в жизни заводского коллектива явилось решение о подготовке и организации впервые в стране производства мощных малооборотных двухтактных судовых дизелей по лицензии датской фирмы «Бурмайстер и Вайн» (теперь MAN B&W Diesel A/S). Первый двигатель был испытан в сентябре 1961 года. Дизелями с маркой «БМЗ» оснащены суда, построенные на верфях России, Украины, Польши, Болгарии, Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Австрии, Испании. Долгое время БМЗ был единственным предприятием в Союзе, выпускающим судовые малооборотные дизели большой мощности для морских судов. С того времени БМЗ выпустил более тысячи двигателей.

В 1965 году первым в СССР завод освоил производство пятивагонных рефрижераторных секций, выпуск которых продолжался до 1992 года. В 70-х годах, ориентируясь на спрос, предприятие организует производство товаров народного потребления, среди которых большую долю занимает выпуск газовых баллонов и отопительных котлов для бытовых нужд.  С момента празднования 100-летия завода произошли значительные социальные изменения в стране – распад СССР, структурная перестройка экономики России, разгосударствление промышленных предприятий. Все это отразилось на объемах производства. В 1992 году на базе предприятия образовано открытое акционерное общество «Брянский машиностроительный завод». В 2002 году, БМЗ вошел в состав «Трансмашхолдинг», что позволило поднять производство на новый уровень. В 2012 - 2018 годах на предприятии была проведена реструктуризация производства, позволившая не толькоукрупнить основные цеха, но и провести их  модернизацию в соответствии с производственной системой Трансмашхолдинга. В настоящее время основной продукцией предприятия являются маневровые и магистральные грузовые тепловозы. Завод выпускает узлы и зоны эскалаторов метрополитена. Производит запчасти для железнодорожного транспорта. Всё это постоянно совершенствуется и поставляется за рубеж. На сегодняшний день исследуемый объект культурного наследия монумент «Слава рабочему классу» сохранил свой архитектурно-художественный облик, задуманный автором и воплощенный в жизнь. Однако, воздействие атмосферных осадков приводит к постепенному разрушению объекта: наличие трещин, частичные утраты архитектурно-художественной части рельефных плит. Для дальнейшего сохранения объекта культурного наследия требуется проведение незамедлительных мер, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта.

Список использованных источников
История завода БМЗ (ukbmz.ru)
140 лет Брянскому машиностроительному заводу (rzd-expo.ru)
Брянский Машиностроительный завод - СЦБИСТ (scbist.com)
Знатоки истории Брянска! (vk.com)
Архитекторы и скульпторы (pamyatnikibryanska.ru)
Рабочее сердце Брянщины | Брянский Вестник (brvestnik.ru)
История судового дизелестроения на БМЗ ч.1 (livejournal.com)
Брянский машиностроительный завод (academic.ru)
9 мая 1918 г. - 24 Июня 2016 - Бежица. Путешествие в далекое и близкое (moy.su)

 

28.02.2023

вернуться к списку
 
Поиск
Календарь
ПОСЛЕДНИЕ ОБЪЕКТЫ

28.02.2023

Краткие исторические сведения по объекту культурного наследия регионального значения «Монумент «Слава рабочему классу», расположенному по адресу: Брянская область, г. Брянск, территория БМЗ

Торжественное открытие монумента «Слава рабочему классу» состоялось 20 июля 1973 года. Монумент установлен на главной заводской аллее в год празднования 100-летия образования Брянского машиностроительного завода.

27.01.2023

Краткие исторические сведения по объекту культурного наследия регионального значения «Сиротский приют», расположенному по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Комсомольская, д. 10

Посёлок, возникший в середине 1860-х годов при строительстве Орловско- Витебской железной дороги, первоначально назывался «Губонино». Его основателем являлся промышленник и землевладелец, московский купец 1-ой гильдии Петр Ионыч Губонин.
Партнеры