Адрес: г. Брянск, ул. Фокина, 31 Факс/тел: 74-38-04

Государственное бюджетное учреждение культуры

«Брянский областной центр
историко-культурного наследия»

Главная » Наследие

Объекты культурного наследия регионального значения«Усадебный дом», 1853 год, архитектор Ефимов Д.Е., «Покровская церковь», 1811 год (Усадьба Дуниных-Борковских)

Брянская обл., Мглинский р-н, с. Новая Романовка

 

Приняты под государственную охрану решением исполнительного комитета Брянского областного совета народных депутатов от 10.07.1979г. № 406

 

Находится в центре большого древнего села на правом берегу реки Воронуса. Село возникло в 1694 году, когда землями владел сотник И. Романовский; в дальнейшем они перешли к Турковским, а затем к Борковским, у которых находились вплоть до Октябрьской революции. Первоначальный облик усадьбы конца 17 - 18 века неизвестен. В нынешнем виде комплекс сложился в течение первой половине - середине 19 века. В 1811 году по заказу помещика С.А. Лашкевича, женатого на одной из Борковских, построена усадебная каменная церковь Покрова, заменившая деревянный храм 1712 года. Ее интерьер украсил иконостас с иконами, выполненными в 1814-15 годах выдающимся русским художником В.Л. Боровиковским. В 1853 году по проекту известного петербургского архитектора Д.Е. Ефимова для Дунина-Борковского выстроен великолепный каменный дом. Обширный парк, возможно, сохранил в основе планировки систему регулярного парка-сада первоначальной усадьбы. В настоящее время усадьба состоит из барского дома, церкви и парка. Утрачены отдельно стоявшая колокольня и все службы, не сохранилось также внутреннее убранство дома и храма, частично потерявшего один из портиков. Ансамбль искажают поздние постройки, особенно здание школы, сооруженное в 1970-72 годах между усадебным домом и парком. От большого пруда с восточной стороны усадебного комплекса, который был образован речкой, перегороженной земляной плотиной, ныне остался лишь болотистый луг. 

Один из интереснейших усадебных ансамблей Брянской области периода позднего классицизма - начала стилизаторства. В его построении и облике сочетаются принципы регулярной и свободной планировки. Главной композиционной осью усадьбы является центральная липовая аллея, вдоль которой расположены основные постройки. Она начинается от пристани на берегу прежде существовавшего большого пруда и проходит с востока на запад более 0,5 км. В начале аллеи расположен дом, главным фасадом ориентированный на водное зеркало пруда. На полого спускавшемся к воде склоне перед домом был устроен парадный партер, не препятствующий обзору здания из-за пруда. С противоположной стороны дома располагались появившиеся, видимо, в конце 19 - начале 20 века игровые площадки (теннисная, крокетная и другие) и регулярно спланированный цветник. Западнее, отделенный перпендикулярной липовой аллеей, начинается зеленый массив пейзажного парка с двумя небольшими прудами, за которыми в окружении деревьев стоит церковь.

 

 Дом

Оригинальный образец усадебного строительства середины 19 века, выполненный в духе подражания загородным виллам итальянского Возрождения. Большое одноэтажное здание (двухэтажное в северной части) с подвалом, надстройками и бельведером сооружено из кирпича и оштукатурено. Композиция его подчеркнуто асимметрична и слагается из ряда объемов. Основная прямоугольная в плане часть с четко выявленным цоколем имеет на главном, обращенном к пересохшему пруду восточном фасаде два ризалита со скругленными углами и глубокую лоджию между ними с четырьмя тосканскими колоннами. Над ризалитами (в левом расположен главный вход) поставлены невысокие надстройки второго этажа: правая смыкается с надстройкой всей северной части здания; к левой примыкает двухъярусная башня-бельведер, венчающая юго-восточный угол дома и доминирующая в силуэте здания. Живописность композиции усиливают пятигранный выступ бокового южного фасада и срезанный юго-западный угол, возле которого прежде к дому примыкала оранжерея с зимним садом (не сохранилась). Декор фасадов несколько суховат и эклектичен. Отделенный валиком цоколь, плоские лопатки на углах объемов и простые карнизы с сухариками в завершении стен близки к позднему классицизму. Более нарядны завершенные пологими щипцами ризалиты с пилястрами по краям и нишами в центре. Своеобразны окна с пологими лучковыми перемычками и тройные ренессансные арки в надстройках ризалитов. Карниз бельведера с машикулями явно навеян архитектурой крепостных башен. В интерьере анфиладная система планировки объединена с коридорной. В центре, за лоджией, расположен большой прямоугольный зал. По его сторонам в ризалитах находятся два вытянутых вглубь помещения: справа столовая и слева парадный вестибюль, к которому с юга примыкает просторная пятигранная гостиная. Помещение со срезанным углом, открывавшееся в зимний сад, служило будуаром. Северную двухэтажную часть дома с отдельным входом занимали небольшие жилые комнаты, связанные между собой коридором. В подвале этой части здания располагались кухня, кладовая и прочие хозяйственные помещения. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные.

 

Церковь Покрова

Прекрасный образец центрического купольного усадебного храма в стиле зрелого классицизма. Здание кирпичное и оштукатуренное снаружи и внутри. Крестообразная композиция очень проста, гармонична и в то же время оригинальна. К основному объему в виде двусветного октагона примыкают по сторонам света пониженные прямоугольные части, украшенные на торцах (кроме восточной, алтарной) четырехколонными тосканскими портиками с широкими лестницами перед ними и фронтонами. Верх октагона, отделенный карнизом и слегка суженный, увенчан трехступенчатым аттиком с декоративным куполом, имеющим ложные полукруглые люкарны. Эта композиция скрывает расположенный под ней подлинный купол с люкарнами, образующими круглые проемы в центре его граней. Строгий и сдержанный декор фасадов выглядит, тем не менее, очень нарядным. Одновременно с портиками главным его элементом является широкий антаблемент октагона с лепными медальонами во фризе и крупным карнизом. Более простой карниз венчает верхнюю часть храма. Многочисленные лишенные наличников окна различны по форме и размерам: внизу - большие прямоугольные (по одному в стенах октагона и по два внутри портиков, по сторонам входных проемов), вверху - квадратные ложные (ниши) и полукруглые над фронтонами, в завершающей, суженной части - небольшие круглые. Высокое восьмигранное помещение храма перекрыто эффектным восьмилотковым куполом с люкарнами в каждом лотке (четыре световые, остальные ложные). Оно хорошо освещено благодаря многочисленным оконным проемам в стенах и куполе. Пониженные боковые части с полулотковыми сводами и полукруглый алтарь с конхой открыты в храм широкими арками. Из прежней отделки сохранился лепной карниз тонкой работы у основания купола, состоящий из тяг, поясков, сухариков и модульонов. От прекрасного классицистического иконостаса 1814—15 годов с 26 иконами работы В.Л. Боровиковского, выполненными маслом на больших деревянных досках, сохранились пять: "Спаситель","Богоматерь с младенцем", "Архангел Михаил" (северная дверь иконостаса) - ныне в ПТ; "Архангел Гавриил" (южная дверь иконостаса) - в Казахской государственной художественной галерее в Алма-Ате; "Царица Александра и архидьякон Стефан" — в Брянском областном художественном музее. На храмовой иконе "Покров" существовала надпись: "В сем храме иконы написаны Императорской Академии художеств советником Владимиром Лукичом Боровиковским в С.П. Бурге 1815 г.".

 

Парк

Интересный памятник садово-паркового искусства периода классицизма, созданный в соответствии с принципами регулярной и пейзажной планировки. Основой планировочной структуры служит геометрическая сетка прямых аллей, плотно обсаженных липами и членящих парк на ряд крупных участков. Территория с юга ограничена дорогой, а с востока - берегом пруда. Широкая главная аллея пронизывает парк в продольном направлении; две другие, перпендикулярные ей, делят его на три зоны. Прибрежный луг, партер, площадки и цветники вокруг дома с редкими группами кустов и отдельными деревьями образовывали первую, открытую зону парка, которая как бы обрамляла дом. Далее располагалась основная, ландшафтная часть, имитирующая естественную рощу с двумя прудами, между которыми по насыпи проходила главная аллея. Самая удаленная часть парка с несколькими небольшими лужайками была засажена преимущественно фруктовыми деревьями. Основу озеленения парка составляют местные породы деревьев и кустарника. Аллеи обсажены главным образом липами, которые широко использованы и в ландшафтной части. Часто встречаются дуб, клен остролистый, береза; представлены также ясень, вяз, осина и другие деревья, некогда формировавшие ландшафтные группы. Целые заросли образуют лещина, боярышник, бересклет, калина и другие породы кустарника. Плодовые посадки состоят в основном из яблонь (антоновка) и груш.

 

 

Источники:

  1. Материалы технической документации ГБУК «Брянский областной центр историко-культурного наследия»
  2. Свод памятниковархитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1998 - 640 с.

 

28.03.2019

вернуться к списку
 
Поиск
Календарь
ПОСЛЕДНИЕ ОБЪЕКТЫ

28.02.2023

Краткие исторические сведения по объекту культурного наследия регионального значения «Монумент «Слава рабочему классу», расположенному по адресу: Брянская область, г. Брянск, территория БМЗ

Торжественное открытие монумента «Слава рабочему классу» состоялось 20 июля 1973 года. Монумент установлен на главной заводской аллее в год празднования 100-летия образования Брянского машиностроительного завода.

27.01.2023

Краткие исторические сведения по объекту культурного наследия регионального значения «Сиротский приют», расположенному по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Комсомольская, д. 10

Посёлок, возникший в середине 1860-х годов при строительстве Орловско- Витебской железной дороги, первоначально назывался «Губонино». Его основателем являлся промышленник и землевладелец, московский купец 1-ой гильдии Петр Ионыч Губонин.
Партнеры